LEAN - Так с чего же начинать ЛИН

Какими реальными действиями, помимо 5S, вовлекать менеджмент компании в ЛИН-трансформацию. С каких проектов лучше начать ЛИН-путешествие и почему.

Предыдущая заметка - "Не надо начинать ЛИН с 5S" - была посвящена объяснению причин, по которым разворачиваение системы 5S плохо подходит на роль локомотива ЛИН-трансформации. Если принять изложенную там аргументацию, то встает законный вопрос - а что же может стать таким локомотивом.

По моему скромному мнению, принципиальнейшая, основная задача трансформации подавляющего большинства компаний состоит в переходе от «культуры тушения пожаров» к «культуре решения проблем».

(Чтобы быть максимально точным поясню, что под решением проблем я понимаю нахождение их корневых причин и устранение раз и навсегда.)

Собственно систематическое решение проблем это и есть непрерывное совершенствование. А лучшим из известных мне сейчас подходов к непрерывному совершенствованию является ЛИН.

Давайте тщательно сравним две обозначенные выше культуры.

Культура тушения пожаров Культура решения проблем
Реагирует на все или на большинство проблем Проблемы сортируются на ранней стадии их обнаружения
Фокус на устранении конкретных проявлений проблем Фокус на решении типов проблем
Срочность определяет приоритетность Приоритеты в основном определяются стратегией
Приоритет устанавливается уровнем начальника, поставившего задачу Важность определяет приоритетность
Приоритеты устанавливают отдельные люди Стратегическая команда устанавливает приоритеты
Нереалистичные сроки устанавливаются и принимаются к исполнению Устанавливаются реалистичные сроки
Компания зависит от лучших сотрудников Используется система
Частичные решения проблем («заплатки») разрешаются Требуется окончательное решение проблемы
Человек, «потушивший конкретный пожар», является героем и вознаграждается Героями являются люди, решающие проблемы («предотвращающие пожары»), вознаграждается такое поведение
«Заплатки» становятся системой Система создается для достижения целей
Проблемы решаются личностями Стратегическая команда управляет процессом решения проблем
Используется функциональный подход, причиной любой вариации считаются чьи-то персональные ошибки Используется процессный подход, есть понимание общих и особых причин вариаций

Таким образом, нам необходимы такие действия, которые будут «тренировать» поведение, свойственное культуре решения проблем. А также нам требуется создание определенных систем, поддерживающих и направляющих необходимые действия. Соответственно сама программа трансформации компании должна быть нацелена именно на это. Кто должен быть в центре внимания этой программы? Конечно, топы, так как это «работа менеджмента – совершать требуемые перемены» (Э. Деминг). Пока не изменятся люди, входящие в топ-менеджмент и средний менеджмент, некому будет менять системы компании и поведение всех остальных сотрудников.

Я полагаю, что в качестве стимулирующих нужное понимание и поведение менеджеров следует рассматривать такие вещи, как:

  • проектное управление (проектный офис, введение самой практики структурированного проектного подхода к реализации изменений);
  • стратегическое планирование (на основе хосин канри);
  • стандартизированная менеджерская работа (стандарты совещаний и планерок, корпоративный и индивидуальный тайм-менеджмент, стандартизированные элементы управленческих процессов – планирование, тот же хосин, развитие персонала и многое другое);
  • отдельные проекты типа кайдзен-блиц;
  • визуальное управление.

Мало утвердить положение о проектном управлении, нужно лично быть куратором, заказчиком, менеджером проекта. Только топы могут определить, что же именно должно быть реальным стратегическим приоритетом. Это свои собственные привычки нужно поменять, пытаясь придерживаться регламента, не заставляя других себя ждать, регулярно посещая гембу и своими глазами выискивая потери. Это самому нужно воодушевить команду на поиски решения, окончательно устраняющего некую проблему, выделить свое время на важную работу в череде срочных мелочей…

Конечно, для объяснения содержания работ по каждому из предложенных пунктов требуется больше времени и пространства, чем может предоставить эта заметка. Ведь ее задача другая – показать направление движения. Подробные «карты местности» и советы «бывалых туристов» - при личной встрече.

Дмитрий Пономарев

Блоги

 
     
Последнее обновление: 13.05.2014 15:48:43 e-mail: info@leancor.ru тел.: +7(4852) 72-74-72

SpyLOGTopListRambler's Top100